Официальный сайт
администрации г. Ессентуки
и Думы города Ессентуки
4 июня 2015

Победа любви

Сегодня рассказ пойдет о великом режиссере двадцатого века Григорие Чухрае. Перечислить его награды, звания и премии невозможно, можно сказать коротко – все мыслимые и немыслимые и назвать фильмы: «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой». Этого будет достаточно, чтобы читатели оценили масштаб его таланта и роль в истории российской культуры.
Одной из главных тем творчества Григория Чухрая была война. Ему удалось рассказать о ней с точки зрения очевидца. Режиссер участвовал в боях под Сталинградом, прошел длинными военными дорогами до Победы. 21-летний Гриша окончил воздушно-десантную школу и попал в десантные войска. Именно их первыми бросали в самое пекло. Потери всегда были большие. Приходилось заменять погибших солдат и товарищей на боевом посту.
В начале 41-го состоялось очередное переформирование в Ессентуках. Сюда попадает Григорий Чухрай и знакомится с будущей женой Ирой Пеньковой. Он пишет: «Я бывал в этом городе еще ребенком. Это был веселый курортный город. Сейчас я не узнаю его. Те же улицы, тот же зеленый парк, но улицы невеселы и безлюдны; иногда появляется человек, но тут же скрывается за какой-нибудь дверью. Отдыхающих нет. Санатории превращены в госпитали… Нашу роту поместили в небольшом особнячке, недалеко от клуба Медсантруд, длинном одноэтажном здании, похожем на сарай. В этом клубе по выходным дням устраивались танцы, и десантники часто проводили в нем свои свободные вечера. Приходил на танцы и я. Если в клубе не было девушки, заинтересовавшей меня, я мог целый вечер простоять у стенки, но так никого и не пригласить. Но этот вечер оказался для меня особенным. Среди танцующих я заметил новую девушку, которая произвела на меня большое впечатление. Заметив ее, я даже разволновался. Она сидела со своими подружками, ее милое, красивое лицо излучало спокойную доброту, и мне приятно было смотреть на нее. Но пригласить ее на танец я не решался… Ирина, она училась в Пятигорском педагогическом институте. Обычно мы встречали ее на пустыре, и я обменивался с ней взглядом или несколькими словами. Эти минуты делали меня счастливым на весь день».
Юная красивая девушка вместе с другими студентами местного пединститута рыла противотанковые рвы, а вечерами, как водится, бегала на танцы. Здесь они и встретились, не зная еще, что потеряют друг друга, чтобы потом прожить вместе всю жизнь. В своих воспоминаниях режиссер отмечает: «Я долго не мог заснуть. Если останусь жив, думал я, приеду в Ессентуки и женюсь на Ирине. Впервые в жизни у меня появилась конкретная мысль о женитьбе. Я представил себе, как хорошо это будет». Через месяц после первой встречи в город вошли немцы. Гришу с товарищами перебросили на другую позицию, а Ирина осталась в Ессентуках. Напоминала им о любви лишь совместная фотография. На обратной стороне карточки надпись: «Ессентуки. 1942 год».
Два долгих года войны гвардии лейтенант Григорий Чухрай искал свою любимую, писал, расспрашивал знакомых и незнакомых, но не мог ничего узнать, не мог с ней никак связаться, не знал, жива она или нет. От отчаяния он решил написать в «Комсомольскую правду». В письме «За наших детей!» солдат не скрывал ненависти к врагу: «Когда вы увидите перед собой фрицев, вспомните о Лешке Смирнове, Максиме, о детях, и, я знаю, наш груз полетит точно в цель – на головы мерзавцев». В нем были строчки и о той, которую потерял: «В левом кармане моей гимнастерки больше года я ношу фотографию Иринки, моей невесты. Она была со мной в боях, она придавала мне сил, когда, казалось, они иссякли, она согревала мое сердце, когда набегал на него холодок грусти. Я не знаю, где сейчас Иринка. Город, в котором она жила, был занят немцами. Теперь он освобожден, но все мои письма напрасны. Ее нет. Я с каждым днем теряю надежду когда-нибудь найти ее. И вместо этой надежды в сердце растет ненависть, растет необходимость видеть кровь врагов». Письмо молодого солдата тронуло сердца читателей своей искренностью, тревогой, нескрываемой любовью. По воле провидения или по законам Великой Любви этот номер газеты оказался в руках Ирины. Она письмо прочитала и написала Григорию.
Из госпиталя после ранения Григорий Наумович приехал в Ессентуки, и молодые поженились. Дата в свидетельстве о браке – 9 мая 1944 года. За год до долгожданной Великой Победы. Вот как режиссер описывает эти события: «Мы отправились в ЗАГС, чтобы оформить законный брак. В ЗАГСе мыли пол. Нам посоветовали прийти завтра. На следующий день, теперь уже в полдень, мы снова пришли в ЗАГС. Там удивились:
– Опять вы? А мы думали, что вы передумали.
– Нет. Мы не передумали.
– Тогда за регистрацию заплатите 3,50.
Я раскошелился и подал солдатскую книжку, а Ирина паспорт. Женщина записала в школьную тетрадь наши фамилии (Ирина захотела взять мою фамилию) и объявила:
– Все! Теперь вы муж и жена.
– Дайте хоть где-нибудь расписаться, – попросил я (в те времена говорили: «Пойдем в ЗАГС распишемся»).
– У нас еще, к сожалению, нет книги гражданского состояния, – сказала женщина и подала нам тетрадку. В ней под словами «вступили в брак» была дата: 9 мая 1944 года. До Дня Победы оставался ровно год. Мы расписались и направились к двери.
– Будьте счастливы! – сказала нам вслед женщина. Несмотря на отсутствие всякой торжественности, принятой в таких обстоятельствах, мы были счастливы тому, что стали мужем и женой. И мне казалось, что все вокруг были счастливы. И солнце сияло не так, как обычно, и теплый летний ветерок был к нам особенно ласков в этот важный для нас обоих день».
Сейчас уже нет в живых режиссера Григория Наумовича, но каждый год 9 мая в семье его сына Павла Чухрая отмечается двойной праздник – День Победы и день женитьбы родителей и, конечно, перечитывается письмо гвардии лейтенанта Григория Чухрая на пожелтевших страницах «Комсомолки».
Дмитрий ЧЕРНЫШЕВ,
Татьяна ЧИХУН