Официальный сайт
администрации г. Ессентуки
и Думы города Ессентуки
6 апреля 2017

Путевка в жизнь

12 апреля Российская Федерация отмечает День космонавтики. Более полувека назад именно в этот день в 1961 году весь мир облетела ошеломляющая новость: «Человек в космосе! Капитан первого звездолета — наш, советский!» Но мало кто знает, что ессентучанин, подполковник Николай Вильямский рекомендовал Юрия Гагарина в отряд космонавтов.

В ноябре 1957 года в деле курсанта Оренбургского высшего военно-авиационного училища Юрия Алексеевича Гагарина появилась следующая запись: … «За время обучения в училище показал себя дисциплинированным, политически грамотным. Строевая и физическая подготовка хорошая. Теоретическая – отличная. Летать любит, летает смело и уверенно. Государственные экзамены по технике пилотирования и боевому применению сдал с оценкой «отлично». Летал на самолетах Як-18 и МиГ-15-бис. Имеет 586 посадок, налетал 116 часов 41 минуту».
Юрию были вручены диплом и штурманские часы. Командование предлагало ему остаться в училище в должности летчика-инструктора. Однако он решил ехать в Заполярье, где самые сложные условия полетов.
В конце ноября Юрий с группой товарищей прибыл на аэродром в поселке Луостари, где базировался 169-й истребительный полк 122-й авиационной дивизии Краснознаменного Северного флота. Молодых лейтенантов встретил заместитель командира полка по летной подготовке подполковник Николай Сергеевич Вильямский.
Началось тяжелое время обучения полетам в условиях Крайнего Севера: полное отсутствие солнца в течение трех месяцев, морозы зимой до минус 50 градусов, периодически на военный городок обрушивались ураганы, метели, снежные заносы, подолгу стояла полярная мгла. Рядом по курсу взлета самолетов – Баренцево море, при полетах над которым трудно определить расстояние до воды – море сливалось с облаками и пилот не видел линии горизонта. Все это представляло большую опасность для стажеров. Поэтому молодых летчиков первые месяцы службы не допускали к самостоятельным полетам: военные изучали район с инструкторами на «спарке» – двухместном тренировочном самолете. Контрольные и зачетные полеты совершались с Николаем Сергеевичем. Именно он решал, кого из молодых офицеров можно, а кого еще рано выпускать в самостоятельное воздушное плавание.
Первый самостоятельный полет Юрий совершил весной 1958 года на реактивном самолете МиГ-15-бис. Гагарин настолько успешно выполнил задание, что в стенгазете – «Боевом листке» полка – появился призыв: «Товарищи авиаторы! Сегодня летчик, лейтенант Гагарин проявил высокую выдержку и умение при первом самостоятельном вылете. Учитесь летать так, как офицер Гагарин!»
Николай Вильямский в воспоминаниях писал так о том времени:
…«Мне не раз приходилось совершать с Гагариным контрольные и зачетные полеты по различным видам подготовки: в простых и сложных условиях, днем и ночью, на больших и малых высотах, на выполнение воздушного боя и на перехват «противника» над морем. Юрий быстро схватывал и усваивал самые трудные элементы летной подготовки, действовал четко и инициативно, умел сосредоточиться в нужный момент, принять правильное решение. Летчиком он был, безусловно, незаурядным».

Продолжение следует...