Официальный сайт
администрации г. Ессентуки
и Думы города Ессентуки
5 июля 2017

Функции полиции в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Ответственность сотрудников полиции за нарушение прав и свобод человека и гражданина. 

Часть 1 статьи 17 Конституции РФ признает принципы и нормы международного права. Следовательно, на территории РФ должны соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, все ратифицированные Россией конвенции о правах и свободах. Признание государством прав человека и гражданина означает обязанность государства утвердить эти права в своем законодательстве, предпочтительно в Конституции. Реализация этой обязанности осуществлена в главе 2 Конституции РФ.
Конституция РФ определяет основные свойства прав и свобод.
Неотчуждаемость - т.е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания этих ограничений (лишь в строго установленных случаях - на основе Конституции и закона).
Естественный характер - т.е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.
Вместе с тем осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод - это декларируется в части 3 статьи 17 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.
В качестве ведущих принципов деятельности полиции Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» закрепляет обеспечение конституционной законности прав и свобод человека и гражданина. В статье 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» определено предназначение полиции, которое состоит именно в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
В статье 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» закреплено, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.  Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).
Исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции РФ (Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), законодатель в части 2 статьи 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами.
Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции ЗАПРЕЩАЕТСЯ прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2,3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»). Сотруднику полиции также ЗАПРЕЩАЕТСЯ подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий ч. 2,3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»). Сотрудник полиции ОБЯЗАН ПРЕКРАТИТЬ действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.  В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению  нарушенных прав и свобод  (статья 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).
Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение прав и свобод человека и гражданина предусмотрена федеральным законодательством (статья 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Ответственность сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД) можно классифицировать по видам на:
уголовную ответственность;
административную ответственность;
дисциплинарную ответственность; в том числе и за нарушение служебной дисциплины, а также ответственность за несоблюдение сотрудником ОВД ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
гражданско-правовую ответственность.

Уголовная ответственность сотрудников основана на уголовном законодательстве РФ, т.е. на нормах, содержащихся в Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее УК РФ). В рамках усиления защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел принят Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".  Данным законом в УК РФ внесены изменения, которыми устанавливается, что совершение преступления сотрудником ОВД дел является обстоятельством, отягчающим наказание (введен п. "о" в ч. 1 ст. 63). Одновременно УК РФ дополнен ст. 286.1, устанавливающей уголовную ответственность сотрудника ОВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Административная ответственность. Согласно ч. 2 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") за совершение административного правонарушения сотрудник ОВД несет дисциплинарную ответственность в соответствии с комментируемым Законом, дисциплинарным уставом ОВД РФ. Административную ответственность сотрудники ОВД также несут согласно законодательству об административных правонарушениях, которое состоит из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях.
Дисциплинарная ответственность основана на положениях ст. 50, 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. N 1377.
Гражданско-правовая ответственность. В соответствии с ч. 5 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника ОВД при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ. В основе данного регулирования лежат нормы ст. 52 Конституции РФ, устанавливающей, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом и что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, а также ст. 53 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие данных конституционных норм в ст. 16 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
В статье 1069 гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же предусмотрено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Статья 1070 ГК РФ регламентирует ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В соответствии с п. 1 указанной статьи вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны России, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Часть 6 комментируемой статьи устанавливает ответственность за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, отсылая к трудовому законодательству. Материальной ответственности работника за ущерб причиненный работодателю посвящена гл. 39 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. Выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел руководствуются законодательством Российской Федерации, а также соблюдают общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Юрисконсульт правовой группы
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина